__('Фон')

Перевірки Держпраці

Оновлено 11.07.2020 133

Все, що треба знати про перевірки Держпраці

Ваша компанія потрапила до плану перевірок Держпраці? Тоді вам слід знати, як підготуватися до перевірки та на що очікувати. З даної статті ви дізнаєтеся:

Ця інформація допоможе вам не зазнати негативних наслідків від перевірки або, принаймні, зменшити їх.

1 Як зустріти інспекторів Держпраці?

Коли інспектор завітав на ваше підприємство, найперше, що вам слід зробити – це перевірити його документи.

Інспектор повинен мати при собі два документа:

1. Направлення на проведення перевірки. Даний документ повинен містити:

  • назву державного органу, який проводить перевірку (тобто Держпраці);
  • назву вашої компанії (філіалу) або ваше прізвище, ім’я та по батькові, якщо ви фізична особа – підприємець;
  • адресу, за якою здійснюється перевірка;
  • дата і номер наказу про проведення перевірки;
  • перелік інспекторів із зазначенням їхніх посад, та ПІБ;
  • дата початку та закінчення перевірки;
  • тип перевірки (планова чи позапланова);
  • предмет перевірки.

Зверніть також увагу на те, що направлення є дійсним виключно протягом того строку, який у ньому зазначений.
Законодавча підстава – ч.4,5 ст.7 Закону 877-V

Якщо у направленні відсутній якийсь з перелічених пунктів або у разі коли воно взагалі недійсне, – це підстава не допустити інспекторів для проведення перевірки.

2. Службове посвідчення інспектора. У даному документі повинна бути зазначена посада та ПІБ. Перевірте, чи співпадають ці дані з тими, що зазначені у направленні.

Зверніть увагу й на те, чи є посвідчення дійсним на момент візиту. Рекомендуємо переписати собі дані з нього, а за наявності сумнівів – зателефонувати до Держпраці та переконатися, що дана особа дійсно є посадовцем.
Законодавча підстава – ч.5 ст.7 Закону 877-V.

  У разі якщо до вас завітала особа без посвідчення або воно прострочене/недійсне, або ПІБ у ньому та направленні не співпадають, ви маєте право відмовити такій особі у допуску.
Законодавча підстава – ст.6 Закону 877-V, п.8, 13 Постанови КМУ від 21.08.2019 №823

Інспектори теж люди, тому поводьтеся коректно та стримано, зберігайте спокій.Якщо ви не повноважні представляти підприємство, ввічливо поясніть інспектору, що ви зараз повідомите свого керівника або юриста, оскільки не маєте повноважень вирішувати питання допуску чи недопуску. Запропонуйте інспектору трохи зачекати за чашечкою чаю або кави.

2 Як діяти під час проведення перевірки?

Якщо із документами в інспекторів усе гаразд, ви зобов’язані допустити їх до перевірки.
Під час перевірки користуйтеся своїми правами, а саме:

  • бути присутнім та спостерігати за усіма діями;
  • здійснювати аудіо- чи відеофіксацію: під час виконання обов’язків інспектор є публічною особою, відтак і він сам, і будь-які його дії можуть записуватись;
  • залучати третіх осіб як спостерігачів;
  • вимагати не перешкоджати виробничому процесу або господарській діяльності;
  • вимагати не розголошувати інформацію, що є конфіденційною або становить комерційну таємницю вашого підприємства.

Законодавча підстава – п.13 Постанови КМУ від 21.08.2019 №823

Одночасно з цим належним чином виконуйте свої обов’язки:

  • надавайте інспекторам будь-які книги, реєстри та документи, а також пояснення;
  • не перешкоджайте їм під час проведення перевірки.

Законодавча підстава – п.10 Постанови КМУ від 21.08.2019 №823.

Рекомендації:

Забезпечте інспектору робоче місце. Найкраще, якщо ви виділите йому для роботи окрему кімнату з усім необхідним: бутлем з водою, чайником, чаєм чи кавою, попільничкою. Працюючи в окремій кімнаті та маючи під рукою все необхідне, інспектор буде менше ходити по території.

Проведіть зі співробітниками інструктаж. Попередьте їх, що інспектор може виявити бажання з ними поспілкуватись. Роз’ясніть, як вони мають поводити себе з інспектором та як відповідати на його питання. Обов’язково зробіть наголос, що бесіда з інспектором – це не допит, і працівник не зобов’язаний відповідати на ті питання, на які не хоче, і ніхто не може примусити його це робити.

Подбайте, щоби завдання ставив директор, а не інспектор. Якщо інспектор звертається до працівника щоб отримати певний документ, працівник повинен отримати ваш дозвіл керівника або перенаправити йому саме питання. Відповіді накшталт «Мені для цього потрібно отримати дозвіл директора» або «Я не компетентний у цьому питанні, зверніться, будь-ласка, до керівника» будуть вельми доречні.

Обмежте спілкування інспекторів з працівниками. Визначте конкретних осіб, які представлятимуть ваше підприємство, спілкуватимуться та надаватимуть документи. Найкращий варіант, якщо ваше підприємство представлятиме професійний адвокат.

Обмежте довільне пересування інспектора по території. Виділіть спеціальну людину для супроводу. Звичайно, «сидіти на голові» посадовця не потрібно, однак варто постійно слідкувати за його переміщенням.
Не допускайте протиправних дій інспектора. Інспектор – це не слідчий, а перевірка – не обшук. Посадовець без вашого дозволу не має права оглядати чи вилучати предмети, навіть рухати їх. Ви самі повинні надавати для ознайомлення ті документи, які вважаєте за потрібне.

Будьте обережними з відповідями. На питання, які не викликають занепокоєння, можете відповідати. Однак від провокативних питань варто ухилилися. Якщо ви резонно передбачаєте, що відповідь на окреме питання може мати для вас негативні наслідки, варто послатися на ст. 63 Конституції, яка гарантує кожному право не свідчити проти себе.

Заздалегідь «сховайте» документи у адвоката. Якщо демонстрація певного документа є небажаною, його можна завчано передати адвокату на правовий аналіз. Такий спосіб дозволить виграти трохи часу, оскільки для того, аби надати ревізору такий документ, його спершу потрібно буде отримати його від адвоката назад. Для того, аби ви мали на руках підтвердження, що документ знаходиться поза межами підприємства, необхідно буде укласти з адвокатом договір правового аналізу.

Уточнюйте, хоче інспектор отримати інформацію чи документи. Якщо інспектору потрібна лише інформація для ознайомлення, робити витяги, копії тощо не обов’язково. Якщо ж інспектор хоче отримати саме документи, ви можете попросити його оформити вимогу щодо надання певного документа в письмовому вигляді.

Надавайте лише ті документи та інформацію, що стосується предмета перевірки. Пам’ятайте, що підприємець не зобов’язаний надавати будь-які відомості, що не стосуються перевірки.

3 Як оскаржувати акт результатів перевірки

Якщо ви не встигли підготуватися до перевірки й не замовили аудит, найімовірніше інспектор виявить порушення та претендуватиме на ваш річний бюджет у вигляді штрафу. Усі виявлені порушення будуть занесені до акту перевірки.
Якщо ви виявили, що інспектор порушує процедуру складання акту перевірки або у вас є заперечення проти його змісту, вам слід викласти їх у письмовій формі та долучити до них копії документів на підтвердження своєї позиції.
У разі якщо долучити такі копії негайно неможливо, вкажіть у акті, що свої заперечення ви надасте додатково.
Надання таких заперечень не впливає на чинність припису або постанови, винесені на підставі акту, однак є необхідною умовою для їх подальшого оскарження.

Зверніть увагу: акт перевірки в судовому порядку не оскаржується, оскільки він не є документом, що встановлює права чи обов’язки. Оскаржуватись може те рішення, яке буде прийнято на його підставі. Якщо підстава (акт) має порушення, то й відповідне рішення на його основі повинно бути скасоване як необґрунтоване.

4 Який порядок оскарження припису Держпраці

Якщо інспектором був винесений припис, необхідно перевірити, чи відповідає він встановленій формі, чи заповнений повністю та чи не містить помилок. Законодавча підстава – форма припису, затверджена наказом №1338

Зверніть увагу! Ви маєте право отримати один примірник складеного припису, тож не нехтуйте ним. Якщо не отримати примірник одразу, то у подальшому отримати його буде складніше.

Паралельно з отриманням примірника, уточніть наступне:

  • зміст кожної з вимог припису;
  • строки, в які мають бути усунені порушення;
  • терміни, в які необхідно повідомити посадових осіб Держпраці про виконання вимог.

У разі, якщо ви не згодні з приписом, його можна оскаржити на підставі тих заперечень, що додавалися до акту, саме тому вони є важливими та їх завжди варто долучати до складеного акту.

5 Як можна оскаржити постанову про накладення штрафу

Якщо інспектор склав протокол про адмін.порушення, потрібно перевірити, чи складений він правильно. Законодавча підстава – форма протоколу, затверджена наказом №1338

Ви маєте право підписати складений протокол та додати до нього власні пояснення, або навпаки – відмовитись від підпису (і за бажання пояснити причини такої відмови). Також за наявності свідків, які згодні підтвердити щось на вашу користь, варто вимагати, щоб їм також була надана можливість підписали протокол.

Законодавча підстава – ст.256 КУпАП.

За складеним протоколом буде розглядатись справа про адміністративне правопорушення. Про розгляд такої справи компанію/підприємця повинні повідомити не пізніше, ніж за 5 днів до розгляду.

Представник компанії має право бути присутнім під час розгляду справи. За результатами її розгляду може бути прийняте рішення про накладення штрафу та видання відповідної постанови затвердженого зразка. Один примірник постанови протягом 3 днів надсилається підприємцю.

Законодавча підстава – Постанова КМУ від 17.07.2013 №509.

Таку постанову можна оскаржити у судовому порядку. Тут у нагоді стануть прикладені до акту перевірки заперечення.

Зверніть увагу! Законодавство постійно змінюється. До законів, постанов та наказів, на які є посилання у статті, можуть вноситися зміни або ці нормативно-правові акти у майбутньому взагалі можуть бути скасовані. Ми намагаємось підтримувати інформацію в актуальному стані, однак рекомендуємо звертатись за допомогою до кваліфікованих юристів.

6 Нормативна база (актуальна на 01.03.2020):

  1. Закон України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»
  2. Постанова КМУ від 11.02.2015р. №96 «Про затвердження Положення про Державну службу України з питань праці»
  3. Постанова КМУ від 21.08.2019 р.№ 823 «Деякі питання здійснення державного нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю»
  4. Постанова КМУ від 17.07.2013р. № 509 «Про затвердження Порядку накладення штрафів за порушення законодавства про працю та зайнятість населення»
  5. Наказ Міністерства соціальної політики України від 18.08.2017 №1338 «Про затвердження форм документів, що складаються при здійсненні заходів державного нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю, зайнятість населення, зайнятість та працевлаштування інвалідів»

7 Позитивна судова практика про оскарження Постанов про накладення штрафів Держпраці.

  1. 22 січня 2019 року м. Ужгород Справа №0740/786/18;
  2. 20 лютого 2019 року м. Дніпро Справа №160/465/19;
  3. 28 лютого 2019 року м. Ужгород Справа №260/1109/18.

Документи для завантаження

Інструкція для поведінки бухгалтера
Інструкція для директора під час перевірки Держпраці
Інструкція для поведінки охоронця
Інструкція для рядового співробітника
Інструкція для секретаря

Проверки Гоструда 2020. Новый порядок проверок.

Детали нового Документа

31.12.2019 г. начало действовать Постановление Кабмина Украины N1132. Ним было проведено утверждение Порядка проведения контроля, совершенного государством, по соблюдению трудового законодательства.

Данный Порядок уточняет процедуру совершения государственного присмотра по выполнению физ.лицами и предприятиями, которые используют наемных сотрудников, трудового законодательства.

Документ много в чем похож на предыдущий Документ, который был отменен при вступлении в силу Постановления Кабмина Украины N823 от 30 августа 2019 года.

Органы, целью которых являются проверяющие процессы по отношению к предприятиям, направленные на обнаружение нарушенных прав трудящихся в 2020 г.

Контролируют выполнение норм по трудовому законодательству следующие органы:

  1. Гоструда вместе с ее территориальными организациями.
  2. Инспекторы, которые работают в исполнительных органах горсоветов. В их праве совершать контроль по процессу своевременного расчета за труд, а также в полном размере и по официальному оформлению наемных сотрудников.

Различия между процессами контроля и надзора.

Они между собой очень схожи, тем не менее имеют различия в правилах проведения контроля. Порядком надзора, называется выездная проверка, которая оформляется согласно индивидуального графика Гоструда, проводится составление вывода о придерживании трудового законодательства предприятием. Порядком контроля является посещения инспекторами, а также невыездные инспекции.

Различными являются и сроки проведения процедуры. При контроле получают основание, осуществляют мероприятие, а при выявлении нарушений составляют предписание. Надзор же длится дольше (подготавливается график, вытребование, проводится сбор и проверка информации, вывод).

Подтверждающий документ трудовых инспекторов.

Проверяющий подтверждает права, предоставленные ему служебным удостоверением, которое выдается Гоструда и ее региональным единицам.

Гоструда ведется реестр подтверждающих полномочие документов, которые были выданы инспекторам. В связи с этим легко проверить наличие определенного удостоверения в нем. Там же размещено фото инспектора, что поможет подтвердить его личность.

Данный реестр находится в открытом доступе и размещен на официальном сайте Гоструда. Если данный документ был утерян или отменен, то сведения о нем удаляются.

Формы проведения контрольных мероприятий.

Существуют определенные формы проведения контроля:

  1. Инспекционное посещение. Руководствуясь новым Порядком 2020 г. у трудового инспектора есть право в ходе процесса приходить в удобное ему время, по своему усмотрению в любые помещения СХ, где работают наемные сотрудники (служебные отделы, административные помещения, отдел производства). Но только по причине обнаружения трудовых взаимоотношений, которые не оформлены.
  2. Невыездная инспекция. Ее проводят согласно наказу директора контролирующей структуры и в ее же здании, но с разрешения фирмы на данное мероприятие. Проверяется документация, а также разъяснения, которые предоставляет СХ.

Длительность проведения контроля.

Инспекции в помещении контролирующего органа и проведения контроля на предприятии проводится сроком не более десяти дней.

В один день предприятие, которое проверяют, предоставляет документацию и пояснения, нужные для проверки, а на следующий день начинают проводить инспекцию.

Наступление процесса зависит от того, насколько оперативно проверяемый объект подготовит и предоставит проверяющему необходимые материалы.

По понятной заинтересованностью субъекта хозяйствования в незамедлительном завершении мероприятия, он уже сегодня должен навести порядок в документах.

Причины для инспекционных посещений в 2020 г.

Существует несколько оснований для посещений инспекторами:

  • сотрудник фирмы направил жалобу по причине нарушенного трудового права по отношению к нему;
  • руководство контролирующей организации приняло решение, связанное с проведением проверки, по причине выявленных не официально оформленных сотрудников. Данное решение основано на основании получения соответствующей информации от СМИ, а также со свободных источников;
  • по требованию доверенного лица ВР в сфере прав человека;
  • за решением суда;
  • если поручение дал Премьер Министр;
  • при невыполненных указаниях предписания;
  • при созданном запросе депутатом;
  • если информация была направлена от Госстата или подконтрольными ей единицами, о существовании долга в выплате зарплаты; ПФУ; налоговой службой про нарушения, которые были раскрыты в процессе их проверок.

ПФУ в 2020 г. будет информировать о предприятиях, на которых выплачивают зарплату, в сумме меньше минимального оклада, персоналу в количестве равном или более 30% всех сотрудников. В предыдущем Порядке процентная ставка не была указана.

При установлении одного из вышеуказанных оснований, контролирующий орган издает приказ, в котором указано наименование проверяемого СХ, а также причину проверки.

Субъекту хозяйствования показывают оригинал приказа или распоряжения и вручают копию данного документа.

Нужно ли выполнять требования проверяющего по открытию доступа ко всей документации (или дубликатам) и помещений?

Ответ — однозначно Да. У уполномоченного лица контролирующего органа труда есть полное право требовать предоставление документации или их дубликатов, отчетов, пояснений, доступ к помещениям для ознакомления. СХ обязан их предоставить. Но в случае предоставления проверяющим подтверждающего документа, направления и поставил отметку в журнал регистрации проверок. Ну и соответственно если визит совершен в связи с вышеуказанными основаниями.

Кроме того, в 2020 году, на усмотрение инспектора, он может привлекать к проверке государственные, а также правоохранительные органы, в случае присутствия признаков уголовного нарушения права.

Может ли организация не допускать к проверке инспектора по труду?

Может. Существуют следующие основания, при которых возможно не допускать проверяющего к процессу:

  • отказ от предоставления удостоверения;
  • Решение Министерства социальной политики Украины о подтверждении акта проверки не опубликовано сайтом Гоструда;
  • отказ инспектора оставить соответствующую отметку в журнале регистрации проверок.

Сроки информирования предприятия о предстоящем инспекционном посещении Гоструда.

Конкретного периода информирования нет. В Документе указано, что предприятие должны проинформировать о проведении мероприятия, но только в том случае, если это не навредит проверке. То есть инспектор на свое усмотрение принимает решение об информировании.

В связи с тем, что Государственная служба Украины по трудовым вопросам имеет значительно повышенное внимание к процессу поиска неоформленных трудовых отношений, организаций, особенно те, которые используют услуги предпринимателей и физических лиц, должны быть готовы к внезапным проверкам.

Документы, которые составляют инспектора после завершения мероприятия.

По итогам окончания проверки путем посещения инспектором и проверки в помещении контрольного органа составляются следующие документы:

  1. Акт. Его составляют в конце процесса. Субъект хозяйствования может в нем указать свои замечания и подписать или же отдельно их направить проверяющему, но должно пройти не больше, чем три рабочих дня с периода его подписания. Проверяющий на протяжении трех дней с момента принятия инспектором замечаний пишет на них ответ.
  2. Предписание. Оно создается том случае, если находят нарушения фирмой трудового законодательства, но не позже дня, когда был подписан акт или же произошел отказ от его подписания. И на следующий день ознакомления с замечаниями, если они были поданы отдельно. Проверяющим устанавливается период для того, чтоб организация могла исправить нарушения. Бывают случаи, когда на исправление может уйти свыше 3-х месяцев, в таком случае разрабатывается график, а также процессы по решению указанных нарушений. Также проводится информирование проверяющего об успехах выполнения предприятием действий, указанных в предписании. В случае невыполнения субъектом хозяйствования указанных действий в документе его ожидает инспекция в помещении контролирующего органа или же повторное проведение проверки.

Вышеуказанные документы подписываются в 2-х оригинальных образцах, один из них передается руководству предприятия.

Возможно не оплачивать штрафные санкции если выполнить предписание?

Если случается так, что фирма выполняет предписание, то есть то, что указано в документе и в указанный период, то штрафные санкции к ней не применяются. А Если нарушения касаются неоформленных наемных работников, то штрафа не избежать, так как он налаживается вместе с предписанием.

В текущем 2020 году начинают действовать нормы статьи 265 КЗпП от 02 февраля 2020 г. Согласно им, за то, что допустили к выполнению работы сотрудника без официального оформления, плательщика Единого налога І-ІІІ групп, только предупреждают, штрафы к нему применяется. Для других же работодателей — установлены штрафные санкции в сумме десяти мин. зарплат. Ранее было тридцать мин. заработных плат по каждому не оформленному сотруднику.

Нововведением является и то, что если нарушитель выплатит сумму в размере половины штрафа в срок не позднее десяти банковских дней, начиная со дня его применения, постановление о необходимости оплаты штрафа будет считаться выполненным. После истечения десяти дней платить нужно будет полную сумму.

Штрафы применяются также и в том случае, когда проверку не допустили или создают препятствия в ее проведении, на основании акта о невозможности проведения такого мероприятия.

Обжалование документа, который содержит описание нарушений предприятия (предписание Гоструда).

Указанные требование проверяющего лица можно обжаловать не позднее 10 дней, после окончания проверки. Апелляция подается начальству Территориальной единицы

Государственной службы в вопросах труда. Последующее обращение можно совершить в вышестоящую организацию.

Своевременная подача жалобы останавливает действие предписания.

Если фирма не согласна с принятым решением руководства Гоструда, она имеет право подать иск в суд на такое решение.

Жалоба рассматривается в течении 30-ти дней после ее поступления.